Новый год и Рождество: воскрешаем связь времен

Для многих из нас праздник — это щедро накрытый стол, веселье и приятное безделье. Просто красный день календаря, когда можно расслабиться и ни о чем не думать.  И только, наверное, новогодние торжества наполняют душу волнением, воодушевлением и совершенно безосновательной верой в чудо. Праздник — очень сакральное время, особо значимое и понятное для тех, кто не утратил связь с землей. Ведь каждый из больших годовых праздников связан с природными циклами. Обряды, которые в эти дни проводились нашими пращурами, были призваны обеспечить мирное существование матушки-природы и людей.

Специальный гость проекта — писательница Лада Лузина

Лада Лузина:

— Наши предки-язычники, поклоняющиеся Матери-Земле, праздновали Новый год в первый день весны (1 марта), когда земля воскресает после зимней смерти и все начинается вновь. А 1 января — наследие Юлия Цезаря, изобретателя юлианского календаря, согласно которому 1 января впервые стало первым днем года.
 В 1699 году Петр 1 повелел специальным указом «впредь лета исчислять» с 1 января. Так эта дата стала официальным началом нового года.

В 1918 году, когда большевики порешили заменить юлианский календарь григорианским, время вдруг перепрыгнуло на две недели вперед… Что отнюдь не помешало людям упрямо праздновать Новый год «по старому стилю». Чем они и занимались десять лет подряд, пока в 1928 елочно-хлопушечный праздник не запретили вообще, как буржуазный, антисоветский и контрреволюционный.
   Лишь в 1935 году в СССР Новый год был реабилитирован!

В первый месяц зимы рождается новое солнце, день начинает увеличиваться, свет прибывает.  В декабре отмечается один из четырех больших годовых праздников — зимнее солнцестояние (солнцеворот), который Христианская церковь приурочила к Рождеству Христову. Этот день — 25 декабря.

Лада Лузина: "Сейчас для большинства из нас 25 декабря — проходит почти незамеченным. И все же, говоря о святках, его невозможно не отметить. Ведь дореволюционное рождество (до введения злополучного нового стиля) приходилось именно на этот день, с которого начинался единый и неделимый двенадцатидневный период праздников.
   В Америке и большинстве стран Европы по-прежнему празднуют в эти числа – от 25 декабря до 6 января, от Рождения младенца Иисуса до его крещения и явления миру. О двенадцати днях рождества поется в самом известном рождественском гимне… У нас же праздник Крещения и Богоявления сместился на 19 января, и меж красными датами пестреют рабочие будни.
    До революции почти все эти дни были «неприсутственными» — то бишь, выходными (присутствовать на службе не полагалась). Рождество обычно отмечали дома, тихо и чинно, после посещения Рождественской службы. А вот, все прочие дни святок – «святкували» активно ездили поздравлять друзей и начальство, «на елки» к знакомым, на балы, маскарада, благотворительные лотереи…  Увы, из-за рокового перепада во времени, вынуждающего нас праздновать Рождество после Нового года, пропал еще один ритуал, под условным названием «Рождение и смерть ели». Как я уточняла не раз – елка в те годы была не новогодней, а именно Рождественской. Характерно, что в рассказе Леси Украинки «Святой вечер» слово елка даже не упоминается – только «Рождественское деревце». Его наряжали в Святой вечер и жило она всего одну ночь… как и любое праздничное блюдо. Ибо в те годы елка была большей частью съедобной. Из произведений Вертинского, Катаева, Пастернака, Цветаевой, из мемуаров их современников можно узнать, что явление елки представляло собой целый продуманный ритуал. Потому встреча с ней —  внезапное появление праздничной принцессы из-за кулис серых будней — всегда становилась одним из самых ярких событий детства!
   По написанному правилу, ель приносили в дом и наряжали в строжайшей тайне от детей. Малышей просили посидеть в другой комнате или уводили в гости. Сестра поэтессы – Анастасия Цветаева, вспоминала, что елку родители «прятали от нас ровно с такой же страстью, с какой мы мечтали ее увидеть». Перед тем как позвать малышей на еловых ветках зажигали парафиновые свечи, затем, дверь открывалась и…
   «Елка стояла нарядная, огромная, до потолка, и была похожа на какую-то древнюю царицу, разубранную в жемчуга и парчу, грозную и прекрасную» — писал в воспоминаньях поэт Александр Вертинский. К несчастью, будучи сиротой, который, в тайне от строгой тетки, мог лишь воровать ночью пряники с ели, он не смог познать еще одну знаменитую, забытую традицию «грабить елку» и «рушить елку». Разукрашенная не столько игрушками-хлопушками, сколько подарками, книгами, конфетами и пряниками, облитыми розовым и голубым сахаром, золотыми и серебряными грецкими орехами, апельсинами, мандаринами, яблоками – елка в тот же вечер отдавалась детям на полное разграбление и растерзание. Им позволялось даже повалить елку на пол (стеклянных игрушек в то время у нас практически не было). А Святой вечер носил второе – негласное название «праздник «ощипывания елки». На следующий день же рождественское деревце благополучно выбрасывали…"

В Украине главным символом Рождества выступал Дидух, дедов дух. Дидух — наследие древнейшего культа украинской обрядности. Представляет собой необмолоченный сноп хлеба, для которого оставляют первый или последний выжатый на поле сноп.

Лада Лузина: "Первым таинством рождественского Святвечера на Украине был внос в дом Дидуха – снопа пшеницы. Поздравив домашних с праздником, хозяин ставил «деда» на почетное место. Такого же или того же самого «діда» – последний сноп при сборе урожая – с почестями несли в хату с поля осенью. По окончании зимних гуляний его перемалывали и весной засевали этим зерном новое поле. Но, как засвидетельствовано еще Грушевским, помимо красноречивого названия Дидух (Дедов дух) у этого символа Праотца было и другое – Карачун.
     На Рождество было принято чествовать всех умерших – своих и чужих, грешных и праведных. Для них щедро оставляли на ночь остатки еды и рассыпали крошки по полу. Но перед прадедом Дидухом-Карачуном ставили отдельную миску – жертву в виде хлеба с кутьей. Кутья издавна считалась блюдом для поминовения мертвых. Второй непременный атрибут рождественского застолья – взвар, символ жизни. Жизнь и смерть царили в эту ночь на столе, за окном и на небе…
     Считалось, что хорошо накормленные души умерших – «деды» большие и маленькие – защищают своих потомков от всевозможных злосчастий. И славноизвестные зимние колядования и щедрования, во время коих разряженные в страхолюдные маски и вывернутые наизнанку кожухи парубки и девчата ходили по хатам, стучали в окна и собирали в мешки колбасу с пирогами – не что иное, как карнавальное шествие духов, требующих щедрых и вкусных даров. Старшина колядующих традиционно назывался Дедом (он не должен был произносить ни единого слова). И смысл подношения был традиционный – купить себе счастливый, урожайный и сытый грядущий год. Тем паче что древнеславянский Новый год, напрямую связанный с Карачуном и Колядой и подаривший нам на память колядки, в давнюю давь наши предки отмечали аккурат на зимнее солнцестояние, в самую длинную ночь. Это был праздник жизни и смерти.
    Одни считают Карачуна близнецом Чернобога, иные зимней ипостасью Велеса, богом падежа скота. Третьи утверждают, что так звали черного змея. Каждый год он заглатывал старое солнце. Но на утро богиня Коляда рождала в водах Днепра маленького сына Божича – новый свет. Смерть порождала жизнь. Так же, как скошенный сноп Дидух порождал новые посевы, как наш Праотец породил всех нас. И круг этот был бесконечен…

Нынешняя новогодняя елка, которую мы украшаем игрушками из детства, доставшимися нам в наследие от мам и бабушек, по сути превратилась сейчас в тот же самый Дидух — дедов дух, в котором раньше видели способ связи с предками". 

По традиции на рождественском столе должно присутствовать 12 блюд. На Западной Украине от каждого из них хозяин дома брал понемногу и складывал в отдельную мисочку. После на этой основе замешивалось тесто и выпекался рождественский хлеб. По тому, каким получался хлеб, предсказывали будущее: если хлеб получился пышным и красивым, то год будет счастливый и прибыльный для всей семьи, неудачный — к лишениям. Если пострекалась верхняя корочка, следущий год грозит бедами: будут болезни или распадется семья. Если же хлеб упал, нападет мор на скот.

Рождественский хлеб присутствует на столе все праздники. Затем его заворачивают в чистое полотно и скармливают на протяжении года скоту, если тот болеет.

Как приготовить хлеб смотрите здесь

 Наверное, каждый помнит сказку "Двенадцать месяцев". В ней каждый из 12 месяцев года одаривает главную героиню своим даром. А ведь только стоит приглядеться и понимаешь: сказка права. У каждого месяца своя энергия. И каждый привносит в нашу жизнь что-то свое. Поэтому мы решили придумать свою новогоднюю традицию — благодарность прошеднему году, каждому из 12-ти месяцев. Если получится, вспомните, какие важные события случились в прошедшем году, чему вы научились и чего достигли. Запишите их на бумажке со словами благодарности к тем Вселенским силам, которые вам помогали, учили и направляли. А перед полночью сожгите — пускай энергия огня доставит вашу благодарность к адресату. Концентрируя внимание на достижениях и позитиве, вы заряжаетесь новой энергией и желанием двигаться дальше.

Что такое начало года? Это миг для оценки прошедших событий и определение дальнейшего пути. Именно поэтому в этот период люди активно гадают. Гадание раскрывает подсознательные мотивы и желания, а ведь именно они и создают события нашей жизни. Но можно не только гадать. Лучше всего просто заглянуть в себя и спросить: "А чего я хочу? Что меня радует и делает счастливым?" И эти чаяния записать на листок бумаги. А потом сложить свои пожелания в шкатулку-книгу, чтобы на протяжении года они напоминали нам о выбранном пути.  

Как сделать шкатулку-книгу смотрите здесь

Энергия природных материалов, присутствующая на праздничном столе усилит связь с естественными ритмами земли и космоса.  

Лада Лузина: "Сохранилась легенда, вобравшая в себя и теософские диспуты, и древнейшие культы. В ночь, когда родился Иисус, все растения пришли поклониться ему. Первой явилась та самая египетская пальма, за ней – березы, дубы, тополи, эвкалипты, кедры… А вместе с ними и скромная елочка. Прочие деревья пытались заслонить ее от глаз младенца. Но вдруг случилось чудо. Звезды закружились на небе и посыпались вниз, украсив горящими огоньками еловую хвою. Вторая легенда повествует о том, что в час Рождества Христова все деревья на свете зацвели и дали плоды. Так на елке и появились яблоки…

Вплоть до середины XVIII века все игрушки на праздничной елочке были съестными и весьма символическими – без примеси светской мишуры. Украшалось рождественское дерево по особым каноническим правилам: если верхушки первых елок венчало языческое солнце, очень скоро его вытеснила Вифлеемская звезда. Наследие древних жертв – засахаренные в меду фрукты сменили обязательные в Средневековье вафли, впоследствии – печенье и пряники, напоминавшие о пресных хлебцах, употребляемых при обряде причастия. Горящие свечки символизировали свет, озаривший землю при рождении Христа, и одновременно суть жертвенности Христовой. По правилам их ровно двенадцать – столько же, сколько месяцев в году и христовых апостолов, но в любом случае число непременно должно быть четным. И, наконец, красные яблоки, олицетворявшие запретный плод, который вкусили всеобщие прародители.

     По другой легенде,  в1848 году в Германии был неурожай яблок. И в канун Рождества добрые христиане отправились на поклон к стеклодувам в город Лауш, дабы те сделали им яблоки из стекла для украшения церковной ели. Был в тот год урожай или нет, он официально считается датой рождения любимых поныне елочных шариков. На деле они появились несколько раньше, но из-за сложности изготовления стеклянные «яблоки» были на вес золота и исполнялись на заказ только для вельможных особ. Истинно в легенде одно – именно в германском Лауше в середине XIX века впервые в мире было налажено производство шаров. Через двадцать лет там открылся газовый завод, который вплоть до 20-х годов ХХ века считался лучшим мировым производителем елочных игрушек."

Мастер-класс: расписываем яблоки глазурью

Дерево — очень теплый природный материал. Наши предки активно использовали дерево как для производства предметов быта, так и для украшения дома. Деревянные елочные игрушки, статуэтки на новогоднюю тематику — лучший декор для праздничного застолья.

Лада Лузина: "Поклонение деревьям (в особенности неувядающим, неподвластным зиме) и украшение оных и оными – были присущи едва ли не всем древним народам. На зимнее солнцестояние египтяне озеленяли жилища ветвями пальмы, римляне зажигали во время Сатурналий на ветках деревьев свечи. На Руси разноцветными лентами обряжали березу – она первая распускалась после зимы. И культ сосново-еловых был развит у многих племен. Но наша любимая «елочка нарядная» – по национальности немка.  В древности германцы шли зимой в лес, чтоб нарядить облюбованное древо разноцветными тряпочками и горящими свечками.

В России елочное немецкое наследие просто не могло не прижиться – уже потому, что большинство российских царей традиционно женились на немецких принцессах. Первым, как всегда, был Петр I, с той оговоркой, что его обожаемая Анна Монс была не женой, а любовницей, и не принцессой, а дочерью мастера из немецкой слободки. Но именно он издал в декабре 1699-го славноизвестный указ «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостиной Дворе», а «людям скудным» на средства «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить… а стоять тому украшению января в первый день».
    Старания великого реформатора не увенчались успехом. Ель почему-то прижилась лишь в кабаках. С петровских до пушкинских времен трактирщики честно продолжали украшать свои заведения хвойным «древцем», где оно и стояло от Нового года весь год – иссохшее, осыпавшее, покосившееся, – став своеобразным символом пьянства. Кабаки так и называли в народе «елками», кивая в сторону выпивших: ««Видно, у Ивана Елкина был в гостях».
В XVIII веке елочки часто использовали для украшения мест всевозможных зимних гуляний, но в дом не пускали. По русской легенде, «членом семьи» рождественская елка стала тогда, когда будущий император Николай I взял в жены прусскую принцессу, нареченную в православии Александрой Федоровной. В апреле 1818 года родился их первый сын Александр – тоже будущий император, а в декабре для него во дворце была поставлена первая одомашненная рождественская елка."


И на закуску несколько святочных гаданий от Лады Лузиной:

ГАДАНИЕ НА КРУПЕ ИЛИ ШАПКЕ
 

Что для этого нужно?
 
Гречневая крупа (или шапка), бумага, ручка.
 
Как это сделать?
 
Нарежьте бумажки, напишите на них ваши желания, сверните бумажки в трубочку. Насыпьте в таз гречневой крупы (если таковой нет под рукой, — замените ее обычной шапкой). Положите туда бумажные трубочки и перемешайте… В этом гадании может участвовать несколько человек. Тогда бумажки распределяются между гадающими, и каждый пишет на них что-то свое.
 
Предупреждение!
 
Когда кто-то вытаскивает ваше заветное желание – это очень обидно!

ГАДАНИЕ С ЗАВЯЗАННЫМИ ГЛАЗАМИ
 

Что для этого нужно?
Платок, стол и много разных предметов, символизирующих возможные события грядущего года. Обычно в моем гадании участвуют такие персонажи:

Крупная купюра – означает большие деньги.
Мелочь – деньги на хлеб насущный
Презерватив – секс
Пупсик – мужчина
Обручальное кольцо – замужество
Ножницы – острые ощущения
Конфета – сладкая жизнь
Компас – неожиданные перемены
Ручка – работа (просто у меня, работа ассоциируется только с писанием!)
Цветок – вдохновение
Электрическая лампочка – лучи славы
Шарик, мандарин или любой другой круглый предмет – рождение ребенка.

При необходимости, все эти предметы можно заменить на другие, – те, которые есть у вас под рукой. Например, пупсика – «мужчину» можно поменять на фото конкретного мужчины, ножницы – на нож и т.д. Сами по себе, вещи не имеют значения – важно лишь то, что они символизируют!
 
Как это сделать?
 
Вещи раскладывают на столе. Одной из гадающих завязывают глаза, помогают ей перекрутиться три раза и подводят столу. Берите ту вещь, которую нащупаете первой. Если вы случайно схватите сразу две – вас ждет и то и другое! Этот процесс (завязывание глаз, кручение, поиск вслепую) стоит проделать три раза. После чего, верните все предметы на место и уступите место подруге…
 
Предупреждение
 
Не кладите на стол предметы, которые символизируют для вас что-то плохое.

ГАДАНИЕ НА КНИГЕ

 
«Давайте гадать, — сказала Даша. Вот какая-то книга; каждая из нас должна по очереди ее раскрыть наудачу, а другая назвать любую строчку с правой или с левой стороны. Содержание будет для нас пророчеством».
                                                           А.К. Толстой «Упырь»
 
Что для этого нужно?
 
Любая книга, но лучше художественная. Подойдет и моя. Например, роман «Киевские ведьмы» обычно оказывается очень «красноречивым».
 
Как это сделать?
 
Одна барышня берет в руки книгу, а другая озвучивает вслух свой вопрос: «Что меня ждет в этом году?» (можно задать и другой, более насущный), затем называет номер страницы и номер строки (сверху или снизу).  Строку нужно читать до конца предложения, то есть – до точки. А начинаться она может хоть с середины слова – это неважно (если вы назвали четырнадцатую строку, строка тринадцатая – вас не касается!).
Процесс повторяется три раза. Все три «пророчества» записываются на бумаге. После чего мы зачитываем их вслух, как единую историю, и дружно пытаемся понять: чтобы сие значило?
 
Предупреждение!
 
Результаты бывают очень неожиданными…

 

Удачных гаданий и счастливого Нового года!

 


Идея оформления и декор: Инна Карнаухова

Флористические композиции: Тамила Кубракова

Тамила Кубракова и Инна Карнаухова

 


В материале использованы выдержки из статей Лады Лузиной.


Материал подготовила Инна Карнаухова

Фото: Сергей Вовк

Что скажете?

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*